13.11.2011

11. Бывшая грузинская собственность, следы грузинского присутствия, объекты, связанные с историей и преданиями

Гид в Иерусалиме, экскурсовод по Иерусалиму, авторская экскурсия
Перейдем к главному. А главное, как я уже обмолвилась, - объекты.
Проведем ревизию.

Иоанн, граф Сольмский, 1463 год:
Многие из них живут в Иерусалиме и владеют многими святыми местами, в частности, горой Голгофой и расщелиной, где стоял Крест. Здесь ими поставлен алтарь и один из них всегда заперт здесь, чтобы защищать это место. Им также принадлежит церковь Ангелов, которая стоит на месте дома епископа Анны.


·        Голгофа
·        Церковь Ангелов на месте дома Анны – нынче в Армянском квартале
(Армянская точка зрения - здесь.) Христиане-иберийцы появляются на Святой Земле уже в IV веке либо в качестве простых паломников, либо как монахи или духовенство. В V веке один из выходцев царской семьи, Мурванос, переименовавшийся в Петра, основал грузинский монастырь в Иерусалиме. Позднее Пётр был возведён в сан епископа в местечке Маюма около Газы.
Однако, организованное грузинское монашеское братство стало известно в Палестине лишь в XI веке, когда его монахи обосновывались в монастыре Святого Креста, расположенном к западу от Иерусалима. Последующие два века (XIII - XV вв.) знаменуют период расцвета грузинского братства, начиная с покупки земель, обоснования во многих монастырях города и кончая получением права владения такими святынями, как Голгофа. Они организовываются в монашеское братство со многими привилегиями, предоставленными им мамелюкскими властями.
С XV века начинается упадок грузинской христианской общины на Святой Земле. Множество долгов приводит к продаже монастырей или сдаче их в аренду различным другим христианским общинам. В конце концов, к началу семнадцатого века монашеское братство распадается, и его монахи, не вынеся тяжести долгов, покидают Иерусалим. Оставшиеся монахи присоединяются к греческим монахам монастырей Греко-Православной Патриархии (Цаферис).

·        Монастырь Св. Креста

Среди древнейших грузинских монастырей в Иерусалиме <…> монастырь Св. Иоанна Богослова, ныне католический монастырь Salvator`а (Спасителя). По мнению исследователя Святой Земли Т. Тоблера, это тот древний монастырь, который был построен одним из первых и величайших грузинских подвижников – бывшим царевичем Петром, епископом палестинского города Маиума, вероятным автором знаменитых Ареопагитик. Монастырь построен на месте рождения Апостола любви. В течение многих веков, вплоть до 1551 года, здесь жили и молились грузинские монахи, но в том году францисканцы, изгнанные мусульманами из их монастыря на горе Сион, выпросили у турецкого султана через французского посла другой монастырь, а именно – грузинский монастырь Иоанна Богослова. Этот монастырь, - обосновывали они, - стоит недалеко от Гроба Господня, грузины уже имеют семь других монастырей, а в этом монастыре живут всего три монаха, и наконец, грузины – еретики, и поэтому отнять у них монастырь не грех.
Все-таки, замечает о. Григол, францисканцев, видно, мучила совесть, поэтому позже они лгали, что купили монастырь у армян. А в наши дни, - добавляет о. Григол, имея ввиду середину 30-х годов, когда он сам побывал на Святой Земле, - они признают, что прежними хозяевами монастыря были грузины (по трудам Перадзе).

·        Грузинский монастырь, основанный Петром Ивером (на месте нынешнего францисканского Сальвадора, по предположению Григола Перадзе).

Священномученик о. Григол Перадзе (насколько я знаю, его до сих пор не признали Праведником мира, правда, я думаю, грузины повторно и не обращались):
...тема грузинских религиозно-культурных очагов за границами Грузии красной нитью проходит через всю историю христианской Грузии, ибо первые зарубежные грузинские монастыри и грузинские монахи появились уже при равноапостольном царе Мириане и его ближайших потомках <…>.
<…>
По сведениям многочисленных паломников из разных стран (в том числе, и России), на протяжении веков посещавших Святую Землю, грузинам в Иерусалиме в разное время принадлежало до 12 и более священных мест. Грузины играли важную роль в храме Гроба Господня. По сведениям, относящимся к 1347 году, ключ от Гроба Господня находился в их руках. Так продолжалось по крайней мере до конца XV века (По трудам Перадзе).

·        Ключ от храма Гроба Господня
·       Придел Св. Богородицы, иначе называемый Carcer Christi, т.е. Темница Господня - в Храме Гроба Господня (Перадзе).
·        Часовня Марии Магдалины на том месте, где она приняла явившегося ей Христа за садовника (Перадзе).
·        Молельня Обретения Креста Господня. Грузины упоминаются в качестве владельцев этого места в период с 1370 по 1659 год (Перадзе).
·        Придел св. Иоанна Крестителя, иначе – праотца Адама, под Голгофой (Перадзе).

Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви (Цаферис).
·        Монастырь в Катамонах

 
Кавелин
Неподалеку от Феодоровского монастыря и в соседстве с латинским находится небольшой монастырь Васильевский, тоже, по свидетельству вышеупомянутого архиепископа Тимофея, грузинской постройки; в нем ныне проживают несколько стариц. Церковь маленькая, но весьма чисто содержимая. Жасминовые деревца, растущие на террасе, благоуханием своих цветов наполняли эту лепообразную церковь, когда мы ее посетили; рядом с нею фондарик. Монастырь поддерживается попечением эконома патриаршего и состоит под его наблюдением.

·      Васильевский монастырь (Кавелин 1)
·      Феодоровский монастырь (Кавелин 1)
·      Екатерининский монастырь (Кавелин 1)
·      Монастырь Св. Георгия Еврейского (Кавелин 1)
·      Никольский монастырьпостроен кахетинскою царицею Еленою, в иночестве Елисаветою (Кавелин 1)

Еще про Никольский (в контексте построек времен кресносцев):
Находящийся в сев.-зап. углу Старого города мон-рь св. Николая упоминается в описании Иерусалима, составленном после 1187. В 1189 г. Салах ад Дин передал его грузинам, а с 1685 он перешел ИПЦ. От храма XII в. сохранились алтарная часть, состоящая из 3 апсид, и фрагмент южной стены (Православная энциклопедия).

Если монастырь построила кахетинская царица Елена (не нашла, но, думаю, XVIII - XIX вв., то что Саллах ад-дин отдал грузинам в XII?

При арабских Патриархах монастыри, уцелевшие в пустыне Святого Града, были поддерживаемы благочестием грузин и потом королей сербских, особенно монастырь Св. Саввы, где в XVI столетии стихия славянская является преобладающею, что продолжалось до самого последнего запустения этой обители в начале XVII столетия. Под железною и жестокою дланью старых Османов увял окончательно этот духовный луг, исчезли цветы, а в глухой и немой пустыне поросли травой забвения и самые следы прежних высоких подвигов и духовного просвещения.
Только дочь Плачевной юдоли, лавра Преподобного Саввы Освященного осталась, как одинокая сирота, для грустного воспоминания о прошлом величии пустыни Святого Града (Кавелин 2).

По завещанию преподобного Саввы Освященного грузины имели собственный храм в лавре этого святого (По трудам Перадзе).
·      Церковь в лавре Саввы Освященного

Изначально грузинские книжники находили приют в монастырях Ближнего Востока – наиболее чтимым у них был монастырь св. Саввы Освященного. Монастырь, сыгравший наибольшее значение в истории древнегрузинской литературы в VIII – IX вв., там возникли и сохранились до наших дней уникальные рукописные произведения, носящие название святосаввинских (Из истории ИППО).
Среди найденных (Н. Я. Марром. – Э. Г.) ) в И-ме рукописей были и уникальные: сочинение, принадлежавшее перу монаха обители св. Саввы Освященного грека Антиоха, по прозвищу Стратиг. Найденная рукопись содержала полный грузинский перевод сочинения, в котором очевидец повествовал о взятии персами Иерусалима в 614. (Из истории ИППО).
·      Рукописи в лавре Саввы

Крестовый монастырь был одним из крупнейших религиозных и культурных грузинских центров заграницей, здесь была богатая библиотека, из которой 164 драгоценные рукописи, как пишет о. Григол, находятся в библиотеке Греческой патриархии (По трудам Перадзе).
·      Рукописи в библиотеке Греческой патрархии (возможно)

***
 
Кавелин
Наиболее крупным монастырем Иудейской пустыни в Византийский период был монастырь Св. Феодосия Киновиарха. Арабы называют его дир Мар Доси.
Собранная в обители Пр. Феодосия братия была не из одного рода или племени, но различных; почему он и устроил для них несколько церквей, чтобы каждое племя могло славословить Бога на своем природном языке: в соборной или Великой церкви Успения Пресвятыя Богородицы — греки, в другой грузины, в третьей армяне — исполняли свое церковное правило, собираясь на оное семь раз в день, по слову Давида: «седмерицею днем хвалих Тя»; для больных была особая церковь (Кавелин 2).
Киновиальная форма монашеского общежития, получившая свое развитие в монастыре Феодосия, привлекала к себе гораздо большее число последователей, чем строгий образ жизни лавры Саввы Освященного. Среди братии были люди разных национальностей, потому внутри монастыря было устроено 4 церкви: для греков, для грузин, для армян и для одержимых бесами (Православный Иерусалим).
·     Церковь для грузин в монастыре св. Феодосия Киновиарха
·     Монастырь Св. Иоанна Предтечи Господня <…> c древней церковью, от которой уцелела лишь алтарная стена, остальное обновлено в 1836 году. Церковь обширная, иконостас нового письма; в ней главная святыня — часть лобной кости святого Иоанна Предтечи Господня, вделанная в круглую золотую оправу. Она была подарена восточным императором грузинским царям, откуда перешла в Валахию; а Патриарх Досифей добыл часть этой святыни для своего патриаршего монастыря, о чем значится в его истории (Кавелин 2).

***

·     Раскопки Бир эль-Кут и мозаика из монастыря в Музее францисканцев на Виа Долоросе.
·     Мозаика из Умм Лейсун в Музее Рокфеллера.
·     Надгробная плита из Умм Лейсун в археологическом парке Кнессета.
·     Надпись на Авраамиевом монастыре – см. у  КОТ (подготовительные материалы к книге Михаила Короля)

***

·      В Рамле – церковь Георгия Победоносца. Георгий особо почитается в Грузии кроме всего прочего еще и потому, что он родственник св. Нино – крестительницы Грузии.

Клеопа считается связующим звеном между Давидом и грузинскими царями, а значит,
·      Эммаус (все 4)

Иверский монастырь был одним из важнейших центров грузинской культуры и учености в византийском мире и значительным связующим звеном между Византией и Грузией. Его библиотека содержит огромное количество как греческих, так и грузинских рукописей, которые там производились. Монастырь также был известным переводческим центром, где на грузинский переводились греческие богословские, агиографические и литургические тексты. Возможно, именно игумен Евфимий был автором греческой версии знаменитого памятника средневековой византийской литературы - притчи "Варлаам и Иоасаф". Текст, по всей видимости, переведен с грузинского языка, на который он, в свою очередь, был переведен с арабского, а на арабский - с санскрита (Дворкин).
·      Сюжет иконы "Варлаам и Иоасаф" в монастыре Георгия Хозевита

Вот такое вот грузинское присутствие...
Сегодня есть два общинных грузинских дома: один в Лоде и один в Иерусалиме. ВСЁ!

Кто больше? Какие еще места связаны с грузинским присутствием?


Кое-что из грузинского:




Комментарии сюда.

А еще обсуждают  здесь 

См. Содержание: Грузинское


Мои экскурсии представлены на сайте "Путешествуйте!"

Р.S. Досадно все же, что я никогда не была в Грузии...