30.05.2012

Легенды о Кресте. 1. Истоки легенды о Крестном древе

123, 4

Мы не знаем, как выглядела легенда о Честном Древе ко времени создания Крестового монастыря. Мы не знаем, в каком виде она была известна основателям монастыря. Мы даже не знаем, когда монастырь на этом месте (есть византийский слой и постройка 11 в.) стал монастырем, посвященным Кресту.

Не представляется возможным сделать обзор возникновения различных сюжетов легенд, связанных с Честным Крестом, – и потому что эти легенды рассеяны по бесконечному количеству источников (еврейских, греческих, эфиопских, египетских, арабских) и связаны с различными религиями (иудаизмом, христианством, исламом, язычеством), и потому, что собрание текстов все еще расширяется (из «новообретенного» библиотека Наг Хаммади, кумранские рукописи), и потому что Евангелие от Никодима написано не Никодимом, Слово Григория Богослова не Григорием и Варух – тоже псевдо…  
Но поблуждать в этом лимонарии можно.

Евангелие от Никодима


Апокрифическое евангелие от Никодима – 3-5 вв.

По поводу даты создания. Кирилл Иерусалимский (314 – 386) знает Евангелие от Никодима или общий источник: Иисус вывел Адама и других праведников из ада, разбойник (Дисмас) первым вошел в рай.

 Сюжеты:

1) Адам:
19. Когда же это услышал первозданный отец наш Адам - как в Иордане крестился (Христос), - возопил (он) к своему сыну Сифу: "Поведай сынам своим, пророкам и праотцам все, что слышал от Михаила первоархангела. когда послал я тебя к райским вратам, чтобы просил ты у Господа послать тебе ангела Своего, чтобы дал он тебе масла от дерева милости: помазать тело мое, когда я был немощен".

Тогда сказал Сиф, приблизившись к святым пророкам: "Когда я, Сиф, молил Господа у врат райских, затворил их Михаил, архангел Господень, и явился мне ангел, сказавший: "Я послан от Господа, я поставлен над телом отца твоего. Поэтому говорю тебе, Сиф: не трудись со слезами, молясь и прося масла от дерева милости, помазать отца твоего Адама от болезни тела его. Ибо по некоему закону ты можешь получить его только в последние времена. когда исполнится (от сотворения мира) 5555 лет. Тогда придет на землю возлюбленный Сын Божий Христос сотворить воскресение телу Адама и оживить мертвых. И придет он к реке Иорданской креститься, и, когда выйдет из воды иорданской, тогда елеем милости Своей помажет всех верующих в Него, и будет елей милости для рождения от воды и Духа в жизнь вечную. Тогда, сойдя на землю, возлюбленный Сын Божий Христос введет отца твоего в рай к древу милости.

Когда услышали это от Сифа все праотцы и пророки, возвеселились радостию великою.

 б) Дисмас:
26. И когда сказал это Енох, пришел другой муж, худой и умильный, несущий на плечах своих знамение крестное. И увидев его, все святые сказали ему: "Кто ты, ведь облик твой, как у разбойника? И что такое это знамение, которое несешь на плечах?" Отвечая же им, (он) сказал: "Правильно говорите, что я разбойником был, злодейства всякие творя на земле. И пригвоздили меня евреи на крест (вместе) с Иисусом, и видел я все, что было содеяно крестом Господа Иисуса, на котором распяли Его евреи, и уверовал я, что Он - творец всего сущего и Царь всемогущий. И просил я у Него: "Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!" И тотчас приняв молитву мою, сказал мне (Он): "Аминь, говорю тебе, сегодня ты будешь со Мною в раю". И дал Он мне знамение крестное, сказав: "Неси это, идя в рай. Если не позволит тебе внутрь войти ангел - страж рая, покажи ему знамение крестное и скажи ему: послал меня Иисус Сын Божий, который ныне на кресте распят". Когда же сотворил я все это и сказал ангелу - стражу райскому, тотчас отверзши (врата, он) внутрь ввел меня и посадил меня по правую сторону рая, сказав, чтобы я смотрел, как войдет весь род человеческий и отец Адам со всеми детьми своими святыми и праведными, которые узнали Господа Христа, на кресте распятого. 

Здесь, кстати, очень интересен пассаж о «крестном знамении» на плечах. До и после этого сюжета «знамение», «крестное знамение» употребляется в другом значении: «сотворил знамение крестное на Адаме» = перекрестил (первое упоминание об этом обряде в конце 3 в. Тертуллиан).

Если считать, что перевод адекватен источнику и учитывать историю крестного знамения, то Иисус отметил крестом лоб Адама (и других), а Дисмасу поставил кресты на плечах. И все равно «неси это, идя в рай» - провокация к созданию легенды о кресте, что и было сделано.

Отступление

Кресты на челах нашей эфиопской алии – это древний иудейский знак! J

Иезекииль, глава 9

3. И слава Бога Израилева сошла с Херувима, на котором была, к порогу дома. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. 4. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак. 5. А тем сказал в слух мой: идите за ним по городу и поражайте; пусть не жалеет око ваше, и не щадите; 6. старика, юношу и девицу, и младенца и жен бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак, и начните от святилища Моего. И начали они с тех старейшин, которые были перед домом.
Сделай знак в ТАНАХЕ:
והתוית תו
`итвита тав - «натавил ему тав» J - покрести крестом. Именно форму креста имело начертание этой последней буквы алфавита. Причем, по данным археологии, до 1 тысячелетия до н.э. – именно вертикально стоящий, потом наклонился на 90 градусов).

Комментарии сюда.