10.06.2012

Легенды о Кресте. 3. Царица Савская, птица Рух, подножие ног моих

12, 4

«Слово» Севериана. Царица Савская


Апокрифы о крестном древе (см. обзор) содержат также и другие сюжеты:

Другим произведением о крестном древе является «Слово о древе спасенного креста, где обретеся и како бысть», приписанное Севериану, епископу Гевальскому, современнику Иоанна Златоуста. По свидетельству самого памятника, это слово известно из древнего послания «некоего жидовина», обретенного в Вирите (Бей-Руте). В слове рассказано только об одном древе, выращенном Лотом из головней и срубленном для храма Соломона. Дерево, казавшееся на земле длинным, будучи поднятым на крышу, становилось коротким. Оно лежало в церкви и служило скамейкой, однако царица Сивилла отказалась сесть на него, провидя, что на этом древе будет распят Христос. Тогда дерево поставили в церкви и обложили 30 серебряными обручами по 30 сребренников каждый. Один из обручей и получил Иуда, предавший своего учителя.



Слово Севериана Гевальского очень близко по сюжету к Слову Григория Богослова, однако оба они самостоятельны по своему происхождению и скорее всего восходят к каким-либо общим источникам. Слово Севериана, известно в русских рукописях XV–XVI в.

Севериан, епископ Гавальский (в Сирии) в IV в., противник Иоанна Златоуста, добился удаления его из Константинополя; замечательный проповедник. Умер в 415 (или 430).

Царица Савская, птица Рух, Овчая купель


В статье "Царица Савская, хрустальный пол и плавающий ствол" Фабрицио Пеннаккьетти приводит примеры апокрифов, относящихся к циклу "История Древа Честного Креста":

"Когда нужно было построить Иерусалимский храм, не нашлось орудий, способных вырезать из скалы громадные каменные блоки, необходимые для постройки. Поэтому Соломон приказал поймать цыпленка Руха, мифической птицы огромного размера. Сказано – сделано: большого цыпленка поймали и посадили под перевернутый медный котел во дворе царского дворца. Рух-мать, летая над Иерусалимом, вскоре обнаружила темницу своего птенца и для его освобождения решила использовать огромный ствол райского дерева, который – как будто бы специально ради нее – упал на землю в райском саду. С большим трудом птица принесла ствол и бросила на котел. Котел распался на две части, выпуская невредимого цыпленка. Тут-то мудрый Соломон повелел каменотесам использовать чудесное дерево для раскалывания скал и вырезки камней. С тех пор у каменотесов не было больше затруднений; ведь было достаточно тронуть скалы стволом, как они сами принимали квадратную форму желаемого размера.

Тем временем Соломону доложили о прибытии царицы Савской, сообщив также слухи о безобразной ноге царицы с козлиным копытом. Поэтому она решила никогда не выходить замуж. Тогда царь велел наполнить водой эспланаду храма и, установив свой трон на сухом месте, смотрел, как царица, разувшись, переходила вброд священную площадку. Таким образом, царица не смогла скрыть свою козью ногу. Но, идя по воде, она соприкоснулась с таинственным стволом, который там плавал. Прикосновение произвело чудо: козья нога превратилась в такую же красивую ногу, какой была другая. Когда высушили площадку, чудесный ствол был поставлен в храм, и царица украсила его серебряным браслетом. Со временем у священного ствола положили еще 29 серебряных браслетов. Позже, во время страстей Христовых, из этих браслетов отлили 30 серебряников, которые Иуда получил в качестве награды за свое предательство. А из ствола сделали Крест Христов".

"Когда царица Савская приехала в Иерусалим, она сразу же поспешила к Соломонову дворцу. На пути ей встретился заполненный водой проток озера, с перекинутым через него кедровым стволом, служившим мостиком. То большое бревно находилось там, потому что ему не нашли никакого другого применения. Дерево недавно срубили по приказу царя Соломона, однако, сколько не старались плотники его распилить по нужному размеру, оно всегда оказывалось либо слишком длинным, либо слишком коротким для использования по какому-либо иному назначению. Это было дерево посаженное Сифом.

Достигнув непокорного дерева, царица вдруг почувствовала импульс стать на колени и поклониться ему. Внутренний голос сказал ей, что на этом дереве повесят Спасителя мира. Когда царица объявила царю об этом, он позаботился о том, чтобы его спрятали в самом непредсказуемом месте. Царь приказал, чтобы его зарыли на дне этого озера.

Незадолго до Христовых страстей, тот ствол неожиданно всплыл со дна озера, которое тем временем стало бассейном Пробатика (Овчей купелью). Обнаружив всплывшее древо и находя его подходящим для изготовления креста, слуги Первосвященника вытащили ствол из воды и передали его своему хозяину" (Fabrizio A. Pennacchietti, Three Mirrors for Two Biblical Ladies Susanna and the Queen of Sheba in the Eyes of Jews, Christians and Muslims. Gorgias Press 2005). (Взято отсюда).

Иногда историю о перепончатых ногах царицы связывают с Силоамской купелью.

Легенду о Древе в Овчей купели я встречала с дополнением о том, что это ради Древа вода в купели возмущалась – см. исцеление расслабленного в Вифесде (Инн. 5: 1-18). При этом царица Савская из истории исчезла. А историю я эту встретила в отзыве православной паломницы после посещения Иерусалима. Так вот. Если уж легенда нашла свое место, трудно их разлучить.

И еще. Помните Варуха? А какие ноги у Ашеры? И птица…

Птица Рух - Шамир


Дерево, помогающее строить храм Соломону, - это вариация иудейского шамира. А шамир, в свою очередь, возник как объяснения библейского текста:

если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их; (Исход 20:25)

Когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его. (3 Царств 6:7)

Вот одно из объяснений:

XXI. Храм и дом Соломонов


Был у Соломона чудесный червь, носивший название "Шамир". Червь этот обладал свойствами тесла и гранила. С помощью "Шамира" обтесывался строевой камень для храма и дома Соломонова и производилось гранение драгоценных камней для кошена.

Червь был величиною с ячменное зерно, и самые твердые предметы не могли противостоять его чудесным свойствам. Сохраняли его завернутым в шерстяную вату в свинцовом сосуде, наполненном ячменными отрубями.

"Шамир" был принесен к Соломону орлом из рая, где этот червь хранился с вечера шестого дня творения. "И сделал он в храме окна с откосами".

Такие откосы делаются обыкновенно от наружной стороны стены к внутренней ее стороне, чтобы дать свету извне широко разливаться по внутренности здания. Окна же в храм имели откос в обратном направлении, ибо из храма этого исходил Божественный свет, озарявший весь мир (отсюда).


 Шамир (שמיר) — в Библии это слово (Иерем., 17, 1; Иезек., 3, 9 Зех., 7, 12) обозначает адамант, вещество более твердое, чем какой бы то ни было камень, и потому употреблявшийся в качестве резца (стиля); в Таргумах Ш. обозначает вообще твердый камень (Löw, Graphische Requisiten, I, 181—183). [He произошло ли слово שמיר   от названия сумирского народа, который первый употреблял заостренный, в виде птичьего когтя, камень для клинописи? Этим объяснялось бы сочетание צפורן שמיר, т. е. сумирский коготь или стиль. Отсюда название שמיר могло быть перенесено на терновник, на котором растут острые колючки в виде птичьих когтей — קוצ שמיר . — Ред.] В побиблейской литературе, еврейской и христианской, имеется множество легенд о Ш., главным качеством его признавалась необычайная твердость. Ш. был седьмым чудом из десяти, созданных Богом в сумерки первой пятницы, перед закатом солнца (Аб., V, 6); за ним были созданы и принадлежности письма — стиль и скрижали Завета. Величиной Ш. был в ячменное зерно; от соприкосновения с ним камни распадались, железо ломалось. Он хранился в свинцовом ящике, наполненном ячменным солодом и положенном в губчатые шерстяные мешки. Этим камнем Моисей вырезал имена 12 колен на нагруднике первосвященника. С помощью Ш. Соломон построил храм без всякого железного орудия; он даже специально был создан для построения храма и перестал существовать после разрушения последнего (Сота, 48б). Согласно одной легенде, орел принес Ш. из рая царю Соломону по приказанию последнего (Ялк., II, 182). По другой легенде, Соломон вызвал Асмодея, главу демонов, и сообщил ему свое желание иметь камень, которым пользовался Моисей. Асмодей сказал, что Ш. отдан на хранение царю морей, который доверил его под присягой удоду; удод делает им щели в голых скалах и сажает в них семена растений; отсюда и название удода נגר טורא (т. е. ломатель скал). Посланные от Соломона, отыскав гнездо птицы, покрыли ее птенцов стеклом; когда прилетел удод, он положил Ш. на стекло, стекло разбилось, птица испугалась и уронила на землю шамир; послы немедленно схватили его и унесли, а птица с досады умертвила себя (Гит., 68а, б). Этот рассказ носит следы вавилонского происхождения; он сложился в самом народе, а не в талмудических кругах, как предыдущие легенды. Некоторые палестинские учителя допускали, что Соломон пользовался Ш. при постройке своего дворца, храм же был построен с помощью чуда, но не колдовства (Pesik. r. VΙ). Еврейское предание признает Ш. червячком (Раши, Пес., 54а). Кассель полагает, что это порошок наждака, из которого был сделан очень маленький червячок (Cassel, Schamir, в Denkschriften der Akademie in Erfurt, Эрфурт, 1856). Согласно Wajikra r., XX, 4, это была травка. Легенда о Ш. перешла от евреев к арабам. Ей верили каббалисты (Зогар, I, 74); некоторые черты ее можно видеть и в христианских сказках средних веков. 

Ср.: Lewysohn, Zoologie des Talmuds, § 500, Франкфурт-на-М. 1858; Kohut, Angelologie und Dämonologie, Лейпциг, 1866; Hamburger, R. В. T., II, s. v. [По Jew. Enc. XI, 229] (Отсюда).

Певк, кедр, кипарис


Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих (Исайя 60:13).

Готовясь к строительству Дома Господня, Соломон просил Хирама, царя Тирского:
Пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана (2 Пар 2. 8).

 В правосл. богослужении пророчество Исайи относится к Честному Древу (третья паремия на Воздвижение). Богослужебные тексты называют Крест Христов кипарисом, певгом и кедром.

"Яко кипарис милосердие, яко кедр же веру благовонную, яко певк истинную любовь приносяще, Г-дню Кресту поклонимся, на нем славяще Избавителя пригвоздившагося" (Постная Триодь, среда четвертой нед., утреня, канон Преполовению и Кресту, песнь 7).

"Яко изволил еси распятися на кипарисе, и на певге и кедре, плотию совоздвизаем" (Воскресный канон 2-го гласа, песнь 5).
Я уже приближаюсь к Крестовому монастырю...


Полный текст тут.

Комментировать в Facebookmail, Lj.

Заметили опечатку, неработающую ссылку - сообщите, пожалуйста!

Контакты - на боковой панели.

Мои экскурсии представлены здесь и на сайте "Путешествуйте!"