25.11.2017

О чем спорят археологи (по поводу гипотез о византийской церкви в Ашдоде)


Последняя археологическая новость из Ашдода: раскопали византийскую церковь, возможно, при монастыре. В публикациях выдвигается несколько гипотез.


https://www.haaretz.com/archaeology/1.812712
https://www.academia.edu/35236581/https_www.haaretz.com_archaeology_1.812712_Archaeologists_May_Have_Found_Long-lost_Byzantine_City_Ashdod-Yam?auto=download&campaign=weekly_digest

Величайшая удача для археолога - датирующая находка, предел мечтаний – надпись с датой. В данном случае такая есть. Греческая надпись (напольная мозаика), в английском переводе звучит так:
«[By the grace of God (or Christ)], this work was done from the foundation under Procopius, our most saintly and most holy bishop, in the month Dios of the 3rd indiction, year 292»

Затрудняюсь перевести на удобоваримый русский most saintly and most holy bishop («самого святого и самого святого»).

Предположений о личности Прокопия пока не выдвигается, а вот по поводу даты (год 292) известный израильский археолог д-р Лея Ди Сеньи (Leah Di Segni) выдвигает предположение, что это дата по древнегрузинскому летоисчислению и соответствует она 539 году.

Оставим археологам и историкам окончательное решение вопроса о том, с грузинским ли монастырем и церковью мы имеем дело. А я хочу остановиться на основаниях выдвижения гипотез.

Дата по грузинскому летоисчислению

Древнегрузинское летоисчисление этого времени полагает сотворение мира в 5604 г. до н.э.[1], счет делится на циклы в 532 года("великий индиктион", метафора), великие индиктионы отсчитываются от начала счета лет, в данном случае, от сотворения мира. . Год указывается внутри цикла, без обозначения порядка самого цикла. В грузинских летописях такое обозначение зафиксировано с тринадцатого цикла, т. е. (532 Х 12 – 5604 =) после 780 г. Поскольку надпись относится ко временам Византии (в нашем регионе они заканчиваются в VII в.), то речь может идти только о двенадцатом цикле, который начинается в (780 – 532 =) 248 г. Если год надписи дан по этому летоисчислению, то получаем (248 + 292 =) 540. 
В надписи обозначен и другой индиктион – год внутри 15-летнего фискального цикла (также без обозначения порядка самого цикла), индикции отсчитываются с сентября 312 г. Полных 15 фискальных циклов закончились в сентябре 537 г., месяц диос (октябрь) 539 г. как раз и будет третий год следующего цикла.
По поводу даты сказано также, что это (если принять предположение) первая дата по грузинскому летоисчислению, найденная на Побережье, и что такая находка (если ее трактовка верна) еще раз подтверждает, что древнегрузинское летоисчисление в Палестине стало использоваться раньше, чем в Грузии (в Грузии, повторю, зафиксировано с 13-го цикла).
Все эти подробности связаны с тем, что Лея Ди Сеньи ранее выдвигала подобную гипотезу о надписи, найденной в Бейт-Цафафе (под Иерусалимом, в 1950). Дата в Бейт-Цафафе - 6200 год. Если это год от сотворения мира по грузинскому летоисчислению, то получаем (6200 – 5604) 596 г., предложенный Ди Сеньи (в 1993 г.)

Построили последователи Петра Ивера, в его честь

Грузинская дата, найденная в Ашдоде, ведет далее к предположению о том, что эту церковь (и монастырь) построили последователи Петра Ивера в его честь. Предположение (по разным публикациям) озвучили Александр Фанталкин, и Саар Ганор, а д-р Бальбина Баблер из Геттингенского университета предположила, что Петр Ивер имел еще большее влияние, чем думали ученые…

По Житию Петра Ивера от Иоанна Руфа (ученика и преемника Петра Ивера на кафедре Маюмы) император Зенон вызывает Петра и авву Исайю в Константинополь – как влиятельных отцов монашества, желая получить от них благословение и обещая прислушаться к их советам. Исайя ссылается на немощь и Петр отправляет послание императору, в котором пеняет на старость, не позволяющую ему совершить путешествие, а сам, в окружении учеников, бежит в Финикию (упоминаются места в районе Триполи) и скрывается, пока его друзья при дворе не убеждают императора отказаться от своего требования (§ 140-146).
Это путешествие оборачивается миссионерским. Среди прочего Ивер посещает Бейрут, Тир, а также Птолемею-Акко и Кесарию -  по дороге в Ашдод. В Ашдоде Петр вместе со своими учениками поселяется в скромном жилище на берегу (§162). Все последователи Петра из Маюмы (Петр основал там монастырь) и Газы, а также из Ашдода собираются вокруг него. (§163). Они убеждают его вернуться в Газу, но он отказывается, чувствуя приближение смерти и желая умереть как странник в чужой земле (§164). В Ашдоде Петр чувствует недомогание и объявляет свою волю (духовное завещание) ученикам (§166). Сообщение о смерти аввы Исайи Петр Ивер воспринимает как знак своей близкой кончины (§§ 167– 169). Ивер с учениками переезжает из Ашдода в Ямнию, где ученики становятся свидетелями многих чудес (§ 170). В Ямнии Петр умирает, хоронят его в его старом монастыре в Маюме.
То есть мы видим, что Петр Ивер окружен массой учеников и последователей, которые могли основать в Ашдоде (там он огласил ученикам свое духовное завещание) монастырь в честь Ивера.

Кто такой Петр Ивер?

Петр Ивер – одна из интереснейших фигур нашего региона периода Византии, судите сами:
ü  Ивер был одной из центральных фигур, не принявших Халкидонский собор; церковный раскол по поводу этого собора оценивают как важнейшее событие истории христианства, раскол не преодолен до сих пор;
ü  Севи́р (или Севе́р) Антиохийский выдающийся богослов и церковный деятель, глава движения (севирианство, разновидность монофизитства), Антиохийский патриарх (512–518), – был поклонником Ивера, его называют учеником Петра;
ü  в сохранившейся житийной литературе творения представителей и о представителях «альтернативных» богословских направлений встречаются не часто, Житие Ивера от Руфа – обширный и очень информативный источник, к тому же далеко не единственный в византийской литературе,
ü  Петр Ивер был единственным епископом, не принявшим Халкидонский собор и при этом не отстраненным от должности;
ü  география передвижений Ивера охватывает всю страну – от Акко до Газы, а также Заиорданье и Египет, в котором Ивер провел 20 лет и сыграл заметную роль в движении монофизитов;
ü  добродетели и особый статус Петра Ивера признают и его идейные противники;
ü  Ивер был грузинским царевичем, внуком Бакура, известного римским историкам, в продолжении к переводу первой сохранившейся Истории Церкви Евсевия Кесарийского  Руфин Аквилейский записывает со слов Вакурия историю крещения Иверии… Здесь надо открывать отдельный список гипотез о Бакуре (в том числе, связанных с раскопками в Бир эль-Кут под Иерусалимом). С этой темой можно ознакомиться по публикациям Бесика Хурцилава;
ü  царевич Мурванос (будущий Петр Ивер) вырос (как почетный заложник) при дворе Феодосия Младшего и его жены Евдокии, а позднее встречался с опальной императрицей в Иерусалиме;
ü  жизнь Ивера в Иерусалиме связана с ключевыми для для времени и места личностями: он был принят Меланией Младшей, когда явился в Иерусалим, подвизался в монастыре Геронтия, общался с патриархами Иерусалима,
ü  Петр построил один из первых монастырей внутри города (не найден, есть несколько предположений) и, возможно, строил или возобновлял монастырь (монастыри) вокруг Иерусалима (в «числе подозреваемых» раскопанные Бир эль-Кут (самый вероятный), Ум-Лейсун (с натяжкой) и существующий доныне Крестовый. О Бейт-Цафафе уже сказано. О грузинской археологии в Израиле см. публикации Яны Чехановец);
ü  в Явне найдена вилла, построенная Евдокией, в которой в последние годы жил Петр Ивер – что в точности соответствует данным Жития от Руфа…
ü  некоторые исследователи считают Петра Ивера основателем религиозно-философской школы и псевдо-Дионисием Ареопагитом – автором корпуса сочинений, внесших значительный вклад в процесс адаптации христианством античного наследия.

Список можно продолжить…

Вы видите, что археологи не без оснований пытаются приписать Иверу найденный в Ашдоде (гипотетически) грузинский монастырь.





[1] Кстати, в таком случае, Иисус родился в 5 г. до н.э., и Ирод, умерший в 4 г. до н.э., имел возможность устроить «избиение младенцев».